В статье выявлена необоснованность сведения политического режима к форме власти, к политической системе. Выделена единая сущностная основа типологии видов режимов в лице реализации или отвержения ими социальных ценностей эпохи Просвещения: свободы, равенства и братства. Обоснована несостоятельность определения советского режима как тоталитарного, а американского – как демократического, тогда как оба они представляют разные виды авторитарного режима: эгалитарного и либерального.
Статья посвящена анализу результатов исследования репродуктивных сценариев в Республике Татарстан. Затрагивается проблема противоречия имеющейся репродуктивной стратегии с реализуемыми репродуктивными практиками. Репродуктивное поведение рассматривается через призму социального аспекта модели репродуктивных практик. Проведенный массовый опрос (N=1200) демонстрирует, как современные репродуктивные модели реализуются в массовых масштабах, каково отношение к новым репродуктивным сценариям (отсроченное материнство, позднее родительство, усыновление, рождение детей в однополых парах) и является ли традиционная модель единственно приемлемой в обществе. Региональный срез отображает, насколько сейчас рождение детей вышло за пределы семьи, устанавливает параметры детности, реальный средний возраст первых родов.
В статье рассматривается проблема внедрения тестирования как наиболее популярного и распространённого способа контроля знаний студентов в рамках дистанционного образования, на которое вынуждено были переведены студенты и преподаватели российских вузов в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19. С точки зрения авторов, переход на дистанционные формы обучения выявил многие существенные проблемы тренда на цифровизацию образовательного процесса. В ходе проведенного исследования установлено, что широко используемые в цифровом обучении методы контроля знания не могут эффективно применяться в процессе обучения и контроля для некоторых специальностей. Авторы выделяют особенности, проблемы и несовершенства системы тестирования, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели. Авторы утверждают, что для таких областей в системе образования, как медицина, биология, биохимия, где огромную роль играет практическая составляющая полученных знаний, система тестирования не может служить эффективным инструментом проверки полученных знаний.
Одним из приоритетных направлений развития городов для его жителей является повышение его привлекательности. Это возможно осуществить через формирование комфортной городской среды. В статье исследованы содержание категории «привлекательность территории» и параметры ее определяющие. На основе интегрального индекса рассчитан индекс привлекательности городов – миллионников современной России, выявлены их сильные и слабые стороны. На основе проведенного анализа разработаны предложения по повышению привлекательности анализируемых городов – миллионников
Во втором квартале 2020 года население российских городов ощутило первые последствия пандемии COVID-19. Изменения произошли прежде всего в образе жизни, что повлекло за собой значительную трансформацию социальных настроений горожан. В статье анализируются социальные настроения казанцев и их оценки новых рисков в самом начале периода пандемии и начавшегося локдауна. Авторами, на основе анализа результатов эмпирического исследования (n = 600 человек), предпринята первая попытка осмыслить влияние пандемии коронавируса на различные стороны жизни жителей города, оценить восприятие горожанами происходящих изменений и их ожидания возможных последствий введения противоэпидемических мер. Авторы констатируют повышение уровня тревожности у населения, снижение индекса социальных настроений, пессимизм в оценке своего материального положения в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией и введения властями ограничительных мер.
В системе социокультурных параметров, оказывающих влияние на состояние межэтнических отношений, миграционные процессы играют существенную роль. От того, каким образом местное население относится к трудовым мигрантам, как выстраивает взаимоотношения с ними, во многом зависит как общий уровень этноконфессиональной стабильности в регионе, так и степень инклюзии/эксклюзии самих мигрантов в принимающее их сообщество. Молодежь является социальной группой, проявляющей готовность к обсуждению и анализу социальных проблем, уверенно и открыто высказывающей собственную точку зрения. Поэтому отношение молодежи к мигрантам во многом отражает общественную ситуацию в целом. В статье представлены материалы массового репрезентативного опроса молодежи Республики Татарстан (n=2828 чел.) по проблемам межэтнических отношений и, в том числе, отношения к трудовым мигрантам.
В данной статье авторами исследованы основные проблемы лиц, имеющих первичные иммунодефициты в условиях современной социализации и адаптации. Указанная группа пациентов является достаточно закрытой, в связи с тем, что первичные иммунодефициты являются орфанными заболеваниями о них практически ничего не известно обывателю. Поэтому наряду с личностными проблемами пациенты с первичными иммунодефицитами испытывают непринятие социумом, нежелание представителей различных социальных институтов включаться в решение их жизненно важных проблем. Наряду с этим ощущается недостаточность теоретических и прикладных исследований данной проблематики. Результаты эмпирического исследования показывают, что большинство пациентов испытывают проблемы при взаимодействии с другими детьми и педагогами в системе образования и воспитания детей. И если на первых годах жизни основной проблемой представителей указанной группы является обеспечение стерильного климата в образовательном учреждении, отсутствие специализированных детских учреждений, отсутствие в детском саду специалистов-медиков, то уже начиная с младшей школы на первый план выходят такие как, неготовность персонала к работе с детьми, имеющими первичные иммунодефициты, нежелание понимать ученика с первичным иммунодефицитом со стороны учителей и отсутствие специалистов, способных оказать медицинскую помощь
В статье представлены результаты опроса студентов Республики Татарстан, проводимого в рамках мониторинга Российского общества социологов «Российское студенчество о Великой отечественной войне», предполагающего анализ характера становления исторической памяти современного студенчества. Представление об общем прошлом позволяет сформировать значимые с позиции самоидентификации культурные символы. Обращение к истории, к Великой Отечественной войне в восприятии современной молодежи, позволяет понять, как молодежь оценивает настоящее и каковы ее представления о будущем.
Статья посвящена решению проблемы формирования семейной исторической памяти молодежи. Предметом анализа выступают мероприятия государственной политики в области формирования семейной исторической памяти молодёжи. В статье, на основе обобщения результатов нескольких социологических исследований, показаны реальные способы и возможные формы участия государства в укреплении института семьи, и в частности, сохранении семейной исторической памяти. В результате проведенного социологического исследования были выявлены особенности семейной исторической памяти, а также важные направления политики государства по её формированию у молодого поколения россиян. Автор особое внимание уделяет необходимости закрепления за государством первоочередных, концептуальных мер по разработке единого, системообразующего механизма сохранения и воспроизводства семейной исторической памяти.
Социальная память – понятие, которое используется для описания и анализа явлений, связанных с актуализацией образов прошлого в самых разных контекстах. Одним из них является формирование и поддержка различного рода идентичностей. Образы прошлого во многом лежат в основе формирования мировоззрения населения и в частности молодежи, как группы, находящейся в стадии активной социализации, становления и поиска своего места в обществе. Как формируются представления о прошлом, что в них присутствует, а что «забыто» – показатель не столько работы системы образования, сколько сложных социально-культурных процессов, как на уровне больших общественных институтов, так и на уровне межличностного взаимодействия индивидов. Объяснение и социологическая интерпретация феномена «памяти» в контексте социализации молодежи связанна, прежде всего, с отбором наиболее эффективных теоретических подходов к анализу проблемы.
Онкологическая заболеваемость растет с каждым годом, в том числе в основной группе трудоспособного населения страны, то есть среди молодежи. Уровень смертности от злокачественных новообразований стабильно занимает второе место среди основных причин смертности населения в России. Высокий уровень смертности связан с поздним обращением граждан за медицинской помощью, то есть на поздних стадиях заболеваемости. В связи с этим встает вопрос активации установок самосохранительного поведения населения, и, в особенности, молодежи относительно вопроса заболеваемости раком. Данная статья направлена на раскрытие основных практик самосохранительного поведения, а также анализ их взаимосвязи с профилактикой злокачественных новообразований. Продемонстрированы результаты массового опроса молодежи г.Казань относительно основных практик здорового образа жизни и профилактики заболеваний. Определены основные группы риска среди молодежи относительно уровня канцерофобии, основных составляющих здорового образа жизни, а также профилактического взаимодействия с институциональной средой в сфере здравоохранения.
Процесс институционализации науки проходил несколько важнейших трансформаций, оставивших след в мировом пространстве. Несмотря на усиливающийся процесс глобализации, существуют локальные особенности науки, которые характерны для той или иной территории. В статье акцентируется внимание на городах, известных своей монофункциональностью социально-экономического развития. Выделены особенности становления социального института науки в монопромышленном городе, которые повторяют контуры и очертания городских процессов. В монопромышленном городе формируются две самостоятельные системы науки: корпоративной (заводской) и университетской (академической). Текущее состояние научного сообщества и науки в городе можно охарактеризовать как транзитивное, где происходит сознательное проектирование будущего состояния общества субъектами процесса. В работе выявляются концепты «черный лебедь» и «антихрупкость» для локального научного сообщества.
В статье представлен анализ современного состояния общественного здоровья населения. Авторы выделяют основные показатели общественного здоровья: показатели медико-демографических процессов (механических – миграция, естественных – смертность, рождаемость, ожидаемая продолжительность жизни и т.д.); показатели заболеваемости населения; показатели инвалидности населения; показатели физического развития. Каждый из данных показателей характеризуется на основе статистических данных РФ. Авторы делают вывод о том, что важнейшим мониторируемым демографическим показателем является естественный прирост населения – разница в показателях рождаемости и смертности (без учета миграции) населения, а главная причина демографического неблагополучия в России – высокая смертность (по классификации ВОЗ – сверхсмертность) населения. При этом отмечаестя, что такие показатели общественного здоровья как заболеваемость, инвалидизация и уровень фического развития населения РФ являются весьма неблагополучными, то есть имеют тенденции ухудшению, что также подтверждается данными официальной статистики. Авторами отмечается, что состояние общественного здоровья - наиболее объективный показатель уровня социально-экономической развитости и цивилизованности государства. Не случайно на постоянном контроле у государства являются такие категории общественного здоровья, как смертность и рождаемость населения, заболеваемость и смертность от ведущих причин (сердечно-сосудистые, онкологические заболевания), ожидаемая продолжительность жизни россиян, то есть основные демографические показатели, являющиеся ключевыми при реализации демографической политики нашей страны.
В статье анализируется девиантное поведение студенчества. Автором проанализированы результаты социологических исследований, данные официальной статистики, использованы результаты собственного исследования среди студентов, обучающихся в г. Казань с целью получения достоверной информации. Выявлено, что студенчеству как социальной группе свойственны как общие или традиционные девиации, характерные для всего социума (алкоголизм, наркомания, суицид, противоправное поведение), так и новые (например, чайлд-фри), часто возникающие под влиянием интернетизации и киберсоциализации (например, вебкам-бизнес). Происходит нормализация отношения студентов к этим видам девиаций под влиянием норм современного общества. В статье также даны рекомендации по минимизации девиантного поведения в студенческом сообществе.
Социально-трудовой потенциал молодежи составляет будущее каждой страны. В статье представлены теоретические подходы и результаты осмысления исследований ученых мотивации выбора специальности молодежью на постсоветском пространстве. Авторы, в рамках вторичного анализа данных комплексного исследования предпочтительных факторов мотивации при выборе специальности узбекской молодежью, изучения материалов Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан о ее положении на рынке труда, констатируют недостатки в деятельности республиканской системы образования и профессиональной ориентации в мотивации молодёжи, выборе профессии, выявлении способностей, интересов, адаптации на рынке труда. Сделан вывод о необходимости разработки комплексной национальной стратегии профессиональной ориентации молодежи, опирающейся на систематические эмпирические социологические исследования мотивации выбора специальности молодежью, иерархии факторов влияния, современных запросов рынка труда.
В статье автором исследованы статусные и ролевые характеристики преподавателя вуза (на примере преподавателей КФУ) в контексте цифровизации высшего образования через самоидентификацию своего социально-профессионального статуса. Цифровизация — это глобальный тренд, который затрагивает все сферы общественной жизни, в том числе и поле образования. Этот процесс воздействует на обе стороны образовательного процесса – как на профессорско-преподавательский состав, так и на обучающихся. В заданном контексте роль преподавателя оказывается под пристальным вниманием – она активно трансформируется с внедрением информационных технологий. В результате проведенного исследования были выявлены представления о собственном социально-профессиональном статусе и роли преподавателя, исследованы новые способы коммуникации между студентами и преподавателями, изучены риски, связанные с цифровизацией системы образования и выявлены основные функции, выполняемые преподавателями с учетом внедрения ИКТ в образовательный процесс.