Preview

Казанский социально-гуманитарный вестник

Расширенный поиск

Пространственная депривация детей с расстройствами аутистического спектра в арктическом городе

https://doi.org/10.26907/2079-5912.2024.2.14-24

Аннотация

Включение в социум детей с расстройствами аутистического спектра является актуальной социальной задачей, требующей в силу своей сложности новых ракурсов научных исследований для обоснованного регулирования инклюзивных процессов. Проблему исследования определило противоречие между социальной значимостью развития инклюзии и существующими в арктическом городе препятствиями включения детей с РАС в городское пространство. В исследовательское поле нами введена категория пространственной депривации детей с расстройствами аутистического спектра, предложена ее авторская интерпретация. Эмпирическое исследование было направлено на выявление состояния включения детей с РАС в пространство арктического города. Результаты исследования по[1]казали их существенную пространственную депривацию в арктическом городе. Она проявляется в отношении публичных, полупубличных пространств, пространств для перемещения, выражаясь как в их недостаточной доступности, так и в значительной ограниченности форм освоения ребенком с РАС. Сделан вывод о низком социальном статусе детей с РАС в арктическом городе, а также о наличии препятствий для реализации ими своих общечеловеческих потребностей. Данная ситуация преимущественно определяется социально-психологическими и организационными факторами и объективирует трудности развития инклюзивных процессов.

Об авторе

Ю. А. Афонькина
Мурманский арктический университет
Россия

Афонькина Юлия Александровна - докт. социол. наук, доцент,  Институт педагогики и психологии, кафедра психологии и коррекционной педагогики

Author ID 264414

Scopus Author ID 57190568228 

183038, Мурманск, ул. Капитана Егорова, д.15



Список литературы

1. Афонькина Ю.А. Инклюзивный ландшафт социальных сред для независимой жизни людей с инвалидностью в Арктике (на примере Мурманской области) // Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения – 2020: Материалы X международной научно-практической конференции. – Апатиты: Издательство: Кольский научный центр Российской академии наук, 2020. С. 44-45.

2. Наберушкина Э.К., Радченко Е.А., Мирзаева Е.Р. Инклюзивный дизайн (обзор зарубежных концепций) // Теория и практика общественного развития. 2023;(2):30-35.

3. Зайцев Д.В., Зайцева О.В, Ярская-Смирнова В.Н. Инклюзивные тренды городского пространства: темпорально-пространственные социальные практики // Вестник РУДН. Серия Социология. 2021;(21(1)):181-191.

4. Дети с расстройствами аутистического спектра: проблема социальной интеграции в контексте конвергенции биомедицинской и социогуманистической парадигмы знания: монография / Отв. ред. Ж.В. Савельева. – Казань: ИД «МеДДоК», 2021. – 272 с.

5. Антропова Ю.Ю., Калинин И.А. Современный городской социум и пространство детства: проблемы сопряженного развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2016;(16(2)): 153-161.

6. Слюсарянский М.А. Территориальное поведение как предмет социологического анализа: методологический аспект // Дискуссия. 2012;(7(25)):87-92.

7. Ефлова М.Ю. Социальное исключение депривированных групп в современном обществе // Вестник экономики, права и социологии. 2015;(1):173-177.

8. Жилина И.Ю. Арктические города России: последствия изменения климата // Экономические и социальные проблемы России. 2023;(3):97-127.

9. Запьянцев А.А. Анализ социального положения и перспективы развития городов арктической зоны России // Социология. 2020;(4):175-180.

10. Пилясов А.Н., Путилова Е.С. Оспаривая очевидное: арктические города // Городские исследования и практики. 2020;(5(1)):9-32.

11. Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В. Специфика «нетипичного детства» в ходе инклюзивных процессов на Арктических территориях европейской части России. – СПб: Скифия -принт, 2022. – 184 с.

12. Карапетян С.Г., Киракосян А.А. Исследование проблем семьи ребенка с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2022;(20(52)):78-84.

13. Нестерова А.А., Хитрюк В.В. Стигматизация и предрассудки в отношении родителей, воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018;(4):50-68.

14. Бурдье П. Социология социального пространства. Пер. с франц.; отв. Ред. Перевода Н.А. Шматко. – М.: Институт экспериментальной социологии. СПб: Алетейя, 2007. – 288 с.

15. Шпаковская Л.Л. Городская инфраструктура заботы о детях [City child care infrastructure]. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015;Т.XYIII (4 (81)):11-125.

16. Павленко В.И., Куценко С.Ю. Обеспечение комфортной жизнедеятельности человека в Арктике: проблемы и задачи // Экология человека. 2018;(2):51-58.

17. Замятина Н.Ю., Гончаров Р.В. Арктическая урбанизация: феномен и сравнительный анализ // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2020;(4):69-82.


Рецензия

Для цитирования:


Афонькина Ю.А. Пространственная депривация детей с расстройствами аутистического спектра в арктическом городе. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2024;(2(65)):14-24. https://doi.org/10.26907/2079-5912.2024.2.14-24

For citation:


Afonkina Yu.A. Spatial deprivation of children with autism spectrum disorders in the arctic city. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2024;(2(65)):14-24. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2079-5912.2024.2.14-24

Просмотров: 436


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-5912 (Print)