Осмысление якутского регионального кино с позиций социальной теории: символическое производство и воображаемое сообщество
https://doi.org/10.26907/2079-5912.2025.2.19-27
Аннотация
В статье рассматривается феномен якутского кинематографа как форма символического производства и механизм репрезентации культурной идентичности народа саха в постсоветский период. Рассматривая якутский «кинобум» как социокультурное явление, автор опирается на теоретические подходы Пьера Бурдье (концепция символического капитала и культурного поля) и Бенедикта Андерсона (воображаемые сообщества). Уделяется внимание роли традиционного эпоса, звукового ландшафта и национального языка в формировании данного феномена. Якутское кино рассматривается как современный медиум коллективной памяти, способствующий сохранению и воспроизводству субъектности «воображаемого сообщества». Также анализируются институциональные условия становления якутского кино — в частности, независимый региональный прокат как механизм культурной автономии. Делается вывод о том, что региональный кинематограф способен выступать в роли автономного культурного поля, мобилизующего внутренние ресурсы сообщества, формировать коллективную память, поддерживать локальную идентичность.
Об авторе
Д. С. ГороховРоссия
Горохов Дмитрий Сергеевич, аспирант
Социально-гуманитарный институт, социологический факультет, кафедра методологии социологических и маркетинговых исследований
Список литературы
1. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. 288 с. (Серия «Gallicinium»)
2. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-gabitus-praktika (дата обращения: 24.05.2025).
3. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С. П. Баньковской. М.: Кучково поле, 2016. 416 с.
4. Покатилова И. Пластический фольклор в художественной культуре Якутии. — Новосибирск: Наука, 2013. — 184 с.
5. Егорова Т. Звуковая ментальность современного якутского кино // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. №4 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zvukovaya-mentalnost-sovremennogo-yakutskogo-kino-1 (дата обращения: 24.05.2025).
6. Кочарян В. Якутское кино. Путь самоопределения. — М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. — 275 с.
7. Павлова-Борисова Т. Этапы развития якутского кинематографа: от «немого кино» до национальной киноиндустрии // Философия и культу ра. 2023. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-razvitiya-yakutskogo-kinematografa-ot-nemogo-kino-do-natsionalnoy-kinoindustrii (дата обращения: 24.05.2025).
8. Якутское кино: Как местным кинопродюсерам удалось обойти Голливуд в локальном прокате // Улус Медиа URL: https://ulus.media/2023/02/18/yakutskoe-kino-kak-mestnym-kinoprodyuseram-udalos-obojti-gollivud-v-lokalnom-prokate/ (дата обращения: 25.05.2025).
9. «Сахавуд»: чем объясняется феномен якутского кино // РБК URL: https://plus.rbc.ru/news/5fd744777a8aa93f2d379748 (дата обращения: 24.05.2025).
10. Якутское кино: как снять фильм за 1,5 миллиона рублей и победить на Кинотавре // YouTube «Осторожно: Собчак» URL: https://youtu.be/6mNCiB-0u4c?si=gbBtA8-wy6Q03Gc_ (дата обращения: 24.05.2025).
11. Schafer R. M. The New Soundscape: A Handbook for the Modern Music Teacher. Scarborough: Berandol Music Ltd., 1969. 65 p.
Рецензия
Для цитирования:
Горохов Д.С. Осмысление якутского регионального кино с позиций социальной теории: символическое производство и воображаемое сообщество. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2025;(2(69)):19-27. https://doi.org/10.26907/2079-5912.2025.2.19-27
For citation:
Gorokhov D.S. Understanding Yakut regional cinema from the perspective of social theory: symbolic production and imagined community. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2025;(2(69)):19-27. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2079-5912.2025.2.19-27