Preview

Казанский социально-гуманитарный вестник

Расширенный поиск

К вопросу о реализации полилингвального образования в Республике Татарстан (по результатам социологического исследования)

https://doi.org/10.26907/2079-5912.2025.2.4-18

Аннотация

Статья посвящена теме реализации полилингвизма в Республике Татарстан, которая зарекомендовала себя флагманом осуществления инноваций во многих отраслях, в том числе и в образовании. В качестве эмпирических данных выступают результаты научно-прикладного исследования «Татарский язык в системе полилингвального образования Республики Татарстан», проведённого в 2024 году. В данной статье рассматриваются вопросы реализации билингвального и полилингвального образования в Татарстане через описание видения учителями татарского языка полилингвальных и неполилингвальных образовательных организаций различных аспектов внедрения идей полилингвизма в систему образования, степени его актуальности для сохранения и развития татарского языка. Для формирования объективного представления о качестве реализации полилингвизма в Татарстане полученные в ходе научно-прикладного исследования результаты сопоставляются с ключевыми положениями Концепции полилингвального образовательного комплекса «Адымнар – путь к знаниям и согласию», утверждённой Министерством образования и науки Республики Татарстан в 2019 году [1].

Об авторах

Э. И. Агапова
Институт развития образования
Россия

Агапова Элеонора Игоревна, ведущий научный сотрудник информационного отдела, канд. философ.наук



Р. Р. Шамсутдинова
Институт развития образования; Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Шамсутдинова Расима Равиловна, зав. кафедрой татарского языка и литературы; канд. филол.наук, доцент



И. И. Шамсутдинова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Шамсутдинова Ильсия Ильдусовна, кан.соц.наук, доцент; Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии



Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки РТ от 24 мая 2019 года N под-852/19 «Об утверждении Концепции полилингвального образовательного комплекса "Адымнар-путь к знаниям и согласию"» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/578185488?ysclid=lyr1ein05j746991271 (дата обращения 03.09.2024)

2. Ассамблея народов России. Обще российская общественная организация. Проекты и программы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ассамблеянародов.рф/proekty-i-programmy-dejstvujushhie (дата обращения 03.09.2024).

3. Тюрина Н.Е., Хусаинов З.Ф. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации: вопросы теории и современная практика Республики Татарстан // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2020. – Т. 162, кн. 4. – С. 131–139. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-i-vneshneekonomicheskie-svyazi-subektov-rossiyskoy-federatsii-voprosy-teorii-i-sovremennaya-praktika-respubliki/viewer (дата обращения 03.09.2024).

4. Ялалов Ф.Г. Концепция полилингвального образования в Республике Татарстан // Научный Татарстан. №3. С. 80-96 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42358348 (дата обращения 25.07.2024).

5. Бушуева Е.В. Полилингвальное образование: зарубежный опыт внедрения многоязычия в процесс обучения // KANT. – 2021. №1(38). – С. 200 204 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/polilingvalnoe-obrazovanie-zarubezhnyy-opyt-vnedreniya-mnogoyazychiya-v-protsess-obucheniya/viewer (дата обращения 03.09.2024).

6. Эктор А. Ф., Деметрио Т. Г. Э. Трилингвизм, билингвизм и образовательные достижения на примере чувашского и татарского языков в сельском регионе России //Вопросы образования. 2018. №. 3. С. 8-35 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trilingvizm-bilingvizm-i-obrazovatelnye-dostizheniya-na-primere-chuvashskogo-i-tatarskogo-yazykov-v-selskom-regione-rossii/viewer (дата обращения 03.09.2024)

7. Иксанова Р. М. и др. Опыт внедрения полилингвальной модели поликультурного образования в субъектах Северо-Кавказского федерального округа // Современные проблемы науки и образования. 2021. №. 6. С. 81 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47670030 (дата обращения 03.09.2024)

8. Постановление КМ РТ от 25 октября 2013 г. №794 «Об утверждении государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 2022 годы» // Режим доступа: https://base.garant.ru/22507746/ (дата обращения 03.09.2024)

9. Постановление КМ РТ от 18 декабря 2013 г. №1006 «Об утверждении государственной программы «Реализация государственной национальной поли тики в Республике Татарстан на 2014– 2020 годы» (с изменениями и дополнениями) // Режим доступа: https://base.garant.ru/22506846/ (дата обращения 03.09.2024).

10. Поморцева Н.П., Авдеева В.В. Проблема реализации принципов билингвального образования в Республике Татарстан // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28. № 3. С. 67–75 // Режим доступа: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-67-75 (дата обращения 03.09.2024).

11. Лаукарт-Горбачева О. В., Максимова О. А. Билингвальное образование в оценке представителей различных поколений Республики Татарстан // Вестник экономики, права и социологии. 2017. №. 3. С. 142-145 // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bilingvalnoe-obrazovanie-v-otsenke-predstaviteley-razlichnyh-pokoleniy-respubliki-tatarstan/viewer (дата обращения 03.09.2024)

12. Буркова Т. А. и др. Анализ практик внедрения полилингвальной модели поликультурного образования в Республике Татарстан // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. №. 4 (94). С. 34 51 // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-praktik-vnedreniya-polilingvalnoy-modeli-polikulturnogo-obrazovaniya-v-respublike-tatarstan/viewer (дата обращения 03.09.2024).

13. Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 21 декабря 2023 года №под-2321/23 – ОД «Об утверждении Государственного задания учредителя для государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» на 2024 год».

14. Языки в образовании. [Электронный ресурс]. – Режим до ступа: https://webarchive.unesco.org/10611/20190331014203/https://ru.unesco.org/themes/gced/languages.

15. Хурамшина А.З., Давлетшина Л.А., Шамсутдинова Р.Р. Проблемы и перспективы институционального становления полилингвального образования в Татарстане. Человек и образование. 2023. № 2(75). С. 47-58. – DOI 10.54884/S181570410026373-5.

16. Хурамшина, А. З. Формирование социотипов личности общества качества жизни / А. З. Хурамшина // Евразия и глобальные социально-экономические изменения : VII Международный конгресс социологов тюркского мира: сбор ник научных трудов, Казань, 12–13 марта 2020 года. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2020. – С. 208-211. – EDN JWLEPM. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44181156 (для авторизованных пользователей) (дата об ращения: 16.11.2022).

17. Минзарипов Р.Г., Шамсутдинова И.И. Цифровая компетентность молодежи в условиях глобальных изменений. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023. № 4 (61) c. 41-44. https://doi.org/10.26907/2079-5912.2023.4.41-44

18. Шамсутдинова, И. И. Поликультурное образование в условиях многонациональной Республики / И. И. Шамсутдинова, Р. Р. Шамсутдинова // Современные тенденции и перспективы изучения родных языков и поликультурного воспитания детей и молодежи : Материалы межрегионального научно-практического симпозиума, Чита, 28 февраля 2019 года / Под общей редакцией Б.Б. Дамбаевой, С.З. Кимовой, Е.Д. Дугаржаповой. – Чита: Государственное учреждение дополни тельного профессионального образования "Институт развития образования За байкальского края", 2019. – С. 64–68.

19. Шамсутдинова, Р. Р. Формирование языковой личности в полилингвальной среде / Р. Р. Шамсутдинова, И. И. Шамсутдинова // Правовые основы функционирования государственных и региональных языков в условиях дву- и многоязычия (мировой опыт реализации языковой политики в федеративных государствах): Сборник материалов международной научно-практической конференции, Казань, 11 декабря 2019 года. – Казань: Институт языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова, 2019. С. 222–225. EDN NLNOJG. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41720114 (для авторизованных пользователей) (дата обращения: 16.11.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Агапова Э.И., Шамсутдинова Р.Р., Шамсутдинова И.И. К вопросу о реализации полилингвального образования в Республике Татарстан (по результатам социологического исследования). Казанский социально-гуманитарный вестник. 2025;(2(69)):4-18. https://doi.org/10.26907/2079-5912.2025.2.4-18

For citation:


Agapova E.I., Shamsutdinova R.R., Shamsutdinova I.I. On the Implementation of Multilingual Education in the Republic of Tatarstan (based on the results of a sociological study). The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2025;(2(69)):4-18. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2079-5912.2025.2.4-18

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-5912 (Print)