Preview

Казанский социально-гуманитарный вестник

Расширенный поиск
№ 6 (57) (2022)
Скачать выпуск PDF
4-10 76
Аннотация

В статье рассматриваются основные подходы к научной трактовке таких понятий как «организационная приверженность», «лояльность», «вовлеченность», «удовлетворенность» и «идентификация». Существующие точки зрения имеют на сегодняшний день существенные различия как в понятийном, так и в семантическом поле. Одни авторы рассматривают представленные понятия как самостоятельные, хотя и пересекающиеся конструкты, другие – как полные или частичные синонимы. Отсутствие единого понятийного поля и логичной структуры существенно усложняет социологические научные исследования. В данной статье мы предпримем попытку систематизировать данные понятия, путем рассмотрения их сходств, различий и концептуальных границ. Целью данной статьи является определение понятия, которое наиболее полно отражало существующий феномен, для дальнейшего его использования, в первую очередь в собственных научных изысканиях.

11-15 66
Аннотация

В статье уточняется понятие сельского предпринимательства, сравниваются сельское и сельскохозяйственное предпринимательство. Анализируется социальные функции и роль предпринимательства в жизнедеятельности и развитии сельской территориальной общности. На основе результатов опроса сельской молодежи Республики Татарстан определяется предпринимательская активность молодых сельских жителей, их информированность о существующих программах поддержки сельского хозяйства и предпринимательства, степень доверия к этим мерам. Это позволяет делать выводы о необходимости развивать систему коммуникационного сопровождения реализуемых на разных уровнях мероприятий и проектов поддержки разных форм хозяйствования на селе, чтобы реализовать имеющийся предпринимательский потенциал.

16-22 98
Аннотация

В данной работе авторы, опираясь на результаты собственного социологического исследования, проведенного среди студентов и преподавателей Белгородского государственного аграрного университета имени В.Я. Горина, выполняют оценку современного состояния организации воспитательной работы в нем. В статье приводятся мнения студентов, преподавателей об организации отдельных аспектов воспитательного процесса в университете, даны оценки студентов отдельным направлениям воспитательной работы преподавателей, выявлены основные проблемы реализации воспитательной деятельности в вузе. Авторы приходят к выводу о том, что вовлечение студентов в различные сферы студенческой жизни возможно благодаря активной социальной позиции куратора, его эффективной коммуникации со студентами, а также продуктивному выстраиванию системы формально-неформальных взаимодействий.

23-27 50
Аннотация

Авторами разработан прогноз изменения численности учащихся общеобразовательных школ Республики Татарстан на период 2023-2035 гг. при помощи методики коэффициентов Шереги Ф.Э. и среднего варианта прогноза Росстата о предположительной численности населения в РФ. Определены специфика наполняемости городских и сельских школ, потребность в педагогических кадрах, необходимость создания новых учебных мест и строительства школ. Исследованы возможности удовлетворения этих потребностей. Представленный прогноз позволяет планировать материальные и трудовые ресурсы, строительство новых школ и модернизацию старых с учетом специфики организации процесса образования в городе и сельском поселении в РТ.

28-33 94
Аннотация

Изучение практики медиапотребления свидетельствует, что с каждым годом увеличивается время провождения пользователей в Интернет-среде.   Медиапространство, цифровизация медиа привели к принципиальным изменениям и количественным, и качественным в информационно-коммуникационной системе. Обеспечивая информационно-коммуникационные взаимодействия в социальной системе, выстраивая взаимоотношения граждан с властью, медиасфера стала важнейшим фактором политического развития. Она осуществляет представительство интересов различных групп населения, приобщает их к участию в управлении общественной жизнью, формирует чувства сопричастности   и ответственности за происходящие события, осознания своей значимости и принадлежности к государству. В статье приводятся результаты исследования влияния СМИ на политические интересы, установки и ориентации, объем и характер медиа потребления студенческой молодежи региона Татарстана. 

34-39 47
Аннотация

Настоящая статья призвана раскрыть особенности реализации категории «свой-чужой» в демотиваторах, распространяемых в социальных сетях, созданных с целью освещения философии социального феномена добровольной бездетности. В рамках работы рассматриваются текстовый и иконический компоненты такого рода материалов, доказывается важность их совокупности для вызова рефлексии у реципиентов. Исследование проводится на базе иллюстративных материалов социальной сети ВКонтакте, в частности тех сообществ, где осуществляется коммуникация представителей феномена чайлдфри. В работе показано, какими вербальными и невербальными средствами транслируется оппозиция «свой-чужой», поддерживающая конфликтогенный характер текстов, призванная обозначить принципы чайлдфри феномена.
В Интернете, на форумах идет конфликт между чайлдфри и "детными". В силу того, что изучаемый феномен относительно молод и мало изучен, необходимо иметь четкое и адекватное представление о распространенности данного феномена в российском обществе, в том числе анализ текстовых и визуальных материалов в социальных сетях.

40-46 50
Аннотация

В данной статье приводятся результаты социологического исследования, проведенного летом 2021 года, целью которого было выявить мнение горожан о важности и значении театра им. Г. Камала в их жизни, а также их ожидания о миссии, значении и функциях национального театра. Данные выводы базируются на результатах, полученных в ходе четырех фокус-групп, проведенных среди студентов Казанского Федерального университета, а также онлайн-опроса, в котором приняли участие 1056 человек. Данные опроса показывают, что в г. Казани есть культура посещения театров, для жителей важно сохранять этнические традиции, они хотят иметь свой национальный современный театр, при этом старшее поколение привязано к существующему зданию театра им. Г. Камала. В статье предлагаются варианты использования старого здания театра и даются рекомендации по возвращению его былой популярности среди населения РТ.

47-51 63
Аннотация

Изучены институты поддержки аборигенов Австралии и Новой Зеландии. Рассмотрены причины и особенности их формирования в исторической ретроспективе. Определен функционал государственных институтов - Национального агентства коренных австралийцев и Министерства развития маори Te Puni Kōkiri. Выявлена роль участия коренного населения в развитии данных институтов. Определена база мониторинга государственных услуг и программ. Описаны особенности становления англосаксонской модели поддержки коренного населения Австралии и Новой Зеландии в рамках британского права.

52-56 79
Аннотация

Данная статья посвящена анализу особенностей потребления медиаконтента молодежью.  Целью исследования является выявление платформ для потребления информации, используемых источников, контента, влияющих на формирование ценностей «зумеров». В условиях широкого распространения технологий в обществе возникает ситуация поляризации между молодежью, интегрированной в сетевое пространство, и более старшими поколениями, восприятие действительности которых базируется отчасти под воздействием традиционных СМИ. Удобство получения информации через интернет, относительная безопасность, разнообразие источников и способов ее распространения расширяют возможности влияния сети на современную молодежь, обладающую высокой мобильностью и гибкостью.

57-61 58
Аннотация

В статье осуществлен анализ ценностных оснований идентификационного пространства молодежи Республики Татарстан, основанный на актуальных данных репрезентативных массовых опросов, проведенных в 2021 и в 2022 гг. На основе материалов исследования показано, что идентификация молодежи демонстрирует тенденцию гиперпесонализации и поливалентности личного выбора, что во многом обусловлено спецификой развития информационного общества. В то же время, высказывания, поддержанные молодыми респондентами в ходе опроса, отражают и значимые общечеловеческие идентификационные ценности, такие как семья, авторитет старших, дружба. Этот факт означает, что все вышеуказанные ценностные блоки могут выступать базисом для формирования общенациональной идентификации.

62-68 53
Аннотация

Настоящая статья посвящена жителям Нижегородской области к советскому прошлому. Выводы выполнены авторами на основе данных социологического опроса, проведенного в конце апреля 2022 года на территории региона. Выявлены особенности отношений нижегородских веков к советскому прошлому, а также к желательности и возможности восстановления СССР и социалистической экономики. Указано об отличии данных, прибыли в результате анализируемого опроса от тех, что обнародовались ранее преимущественно к ситуации в стране в целом.

69-74 50
Аннотация

Представлены результаты исследования, проведенного в форме массовых онлайн опросов молодежи Республики Татарстан в 2020-2022 гг. Описана динамика гражданской идентичности молодого поколения, представления респондентов о своей Родине, о том, что в их понимании значит быть россиянином. Отдельный аспект статьи посвящен актуальному направлению современной молодежной политики – реализации различных конкурсов и проектов с участием молодежи. Представлено распределение мнений молодых респондентов об их информированности в данном направлении, степени их вовлеченности в мероприятия, реализуемые как на уровне региона, так и отдельных учебных заведений, оценка респондентами качества проводимых мероприятий. Авторы приходят к выводу, что участие молодежи в социально значимой деятельности воздействует на процесс формирования внутренне упорядоченного комплекса гражданских качеств, усиливает смысл любого выполняемого действия, и, что важно, в условиях новых вызовов и возможностей способствует консолидации ее участников, делая их членами команды, ориентированной на результат

75-81 75
Аннотация

Представлены результаты анализа показателей основных социально-демографических процессов, произошедших в российском обществе за период между двумя Всероссийскими переписями населения – 2010 и 2021 гг., а также, по отдельным параметрам, – в сравнении с переписью 2002 г. Продемонстрирована динамика численности населения, его поло-возрастной структуры; выявлены тенденции рождаемости, смертности, соотношения городского и сельского населения как на общероссийском уровне, так и на региональном – в Республике Татарстан. Авторы отмечают как позитивные, так и некоторые негативные тенденции, которые во многом стали следствием неблагоприятного периода пандемии коронавируса, непосредственно предшествовавшего переписи населения 2021 года. Подчеркивается роль такого инструмента, как перепись населения в решении актуальных социально-экономических задач развития общества.

82-85 52
Аннотация

Результаты современных исследований неоспоримо доказывают положительное влияние качественного дошкольного образования на развитие детей. В связи с тем, что в дошкольном возрасте решение об обращение в образовательные учреждения принимают родители (или законные представители) ребенка, нами был проведен анализ мотивов родителей при обращении в учреждения дополнительного дошкольного образования. Опираясь на материалы социологического исследования, проведенного в 2021 г. в городе Екатеринбурге, объектом которого выступили родители дошкольников (n = 163; 85% — женщины, 15% — мужчины),  а также результаты исследования семей дошкольников в 2022 году (n = 447, 75 % — женщины, 25% — мужчины) в статье были выделены такие мотивы родителей как желание развития способностей своих детей на раннем этапе их развития, желание помочь ребенку обрести необходимые навыки общения со сверстниками и подготовиться к школе. А результаты полуформализованных интервью с сотрудниками детских центров (n = 15) 2021 года актуализировали внешние факторы, побуждающие родителей обратиться за дополнительными услугами развития детей (влияние близких людей и социума, в целом).

86-91 61
Аннотация

В статье авторами исследуется социокультурный контекст феномена спортивного беттинга в Российской Федерации, посредством рассмотрения правовых, экономических и социальных условий существования ставок на спорт, специфики взаимодействия бетторов и букмекерских компаний. Осуществлен сравнительный анализ деятельности легальных и нелегальных букмекеров. Проведен контент-анализ социальных сетей лидеров букмекерского бизнеса для определения направленности контента и инструментов продвижения для воздействия на целевую аудиторию. Вскрыты условия, оказавшие влияние на беттинг в нашей стране, обозначены тенденция развития ставок на спорт в современном российском обществе, связанные с ориентацией на онлайн-среду и цифровизацией.

92-95 82
Аннотация

В статье обосновывается правомерность отнесения социального предпринимательства в сфере туризма к социальным институтам. Анализируются функциональный и ресурсный аспекты, а также социальные практики институциональных агентов социального института предпринимательства в сфере туризма с позиции социологической науки. Приводятся позиции ученых (экономистов и социологов), направленные на исследование социального предпринимательства в сфере туризма, выявляется специфика социологического анализа данного вида предпринимательства, состоящая в его обусловленности социальным. Описывается процесс институционализации социального предпринимательства в сфере туризма, затрагивающий все структурные элементы изучаемого социального института. Доказывается, что социальный институт предпринимательства в сфере туризма переживает стадию становления как этапа своей институционализации. Выделены основные аспекты социологического анализа и межпредметного исследования структурных элементов института социального предпринимательства в сфере туризма.

96-102 57
Аннотация

В статье обосновывается правомерность отнесения социального предпринимательства в сфере туризма к социальным институтам. Анализируются функциональный и ресурсный аспекты, а также социальные практики институциональных агентов социального института предпринимательства в сфере туризма с позиции социологической науки. Приводятся позиции ученых (экономистов и социологов), направленные на исследование социального предпринимательства в сфере туризма, выявляется специфика социологического анализа данного вида предпринимательства, состоящая в его обусловленности социальным. Описывается процесс институционализации социального предпринимательства в сфере туризма, затрагивающий все структурные элементы изучаемого социального института. Доказывается, что социальный институт предпринимательства в сфере туризма переживает стадию становления как этапа своей институционализации. Выделены основные аспекты социологического анализа и межпредметного исследования структурных элементов института социального предпринимательства в сфере туризма.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-5912 (Print)