Формирование экосистемы образования взрослых как фактор развития человеческого потенциала
https://doi.org/10.26907/2079-5912.2024.3.17-23
Аннотация
Статья рассматривает проблему формирования человеческого потенциала через использование ресурсов экосистемного подхода к образованию. Традиционные форматы обучения взрослых не способны в полной мере обеспечить запросы личности и сферы труда. Образовательное пространство расширяется за счет новых технологических решений, провайдеров, форматов донесения контента. По результатам экспертного опроса (n=18) выявлено, что в национальном образовательном пространстве происходит размыкание институциональных границ, акселерация EdTech решений, развитие горизонтальных связей разных типов провайдеров, что позволяет говорить о формировании экосистемы образования. Новые образовательные форматы в рамках экосистемы (коворкинги, платформы взаимного обучения, мейкерсейсы, EdTech решения), обеспечивают построение индивидуальных образовательных траекторий, обучение микронавыкам, подготовку к новым профессиям, профессиональной межотраслевой мобильности, становятся важным фактором развития человеческого потенциала и социально-экономического развития территорий.
Ключевые слова
Об авторах
М. Н. КичероваРоссия
Кичерова Марина Николаевна, канд. соц.наук, доцент, Финансово-экономический институт, кафедра общей и экономической социологии,
625003, Тюмень, ул. Володарского, д. 6
Author ID: 504058.
И. С. Трифонова
Россия
Трифонова Ирина Сергеевна, канд. филол.наук, доцент, Центр иностранных языков и коммуникативных технологий,
625003, Тюмень, ул. Володарского, д. 6.
Author ID: 733669.
Список литературы
1. Bartnett R. The ecological university. A feasible utopia. Routledge. 2017: 228 p.
2. Adner R. Ecosystem as structure: An actionable construct for strategy. Journal of Management. 2017; (43 (1)): 39-58. DOI: http://doi.org/10.1177/0149206316678451
3. Ветчинова М.Н. Формирование новой образовательной реальности: экосистемный подход. Проблемы современного образования. 2022; (4): 78-86. http://doi.org/10.31862/2218-8711-2022-4-78-86
4. Изотова А.Г., Гаврилюк Е.С. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования. Вопросы инновационной экономики. 2022; (12(2)): 1211-1226. http://doi.org/10.18334/vinec.12.2.114869
5. Кремнева Л.В., Заведенский К.Е., Рабинович П.Д., Апенько С.Н. Стратегирование образования: экосистемный переход. Интеграция образования. 2020; (4(101)): 656-677. http://doi.org/10.15507/1991-9468.101.024.202004.656-67
6. Асмолов А.Г., Рабинович П.Д., Заведенский К.Е. Антропологический поворот: культурные практики содействия развитию сложности Человека. Интеграция образования. 2023; (27(4)): 591–610. https://doi.org/10.15507/1991-9468.113.027.202304.591-610
7. Ефимов В.С., Лаптева А.В., Румянцев М.В. Наука и образование региона в экосистемной перспективе (на примере Красноярского края). Университетское управление: практика и анализ. 2019; (23(3)): 40–55. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.018
Рецензия
Для цитирования:
Кичерова М.Н., Трифонова И.С. Формирование экосистемы образования взрослых как фактор развития человеческого потенциала. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2024;(3(66)):17-23. https://doi.org/10.26907/2079-5912.2024.3.17-23
For citation:
Kicherova M.N., Trifonova I.S. Emerging an adult education ecosystem as a human development factor. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2024;(3(66)):17-23. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2079-5912.2024.3.17-23