Диалектика свободы в игровом пространстве
https://doi.org/10.26907/2079-5912.2023.6.138-145
Аннотация
Под диалектикой свободы мы понимаем внутреннее противоречие и взаимодействие противоположных терминов, описывающих игровую реальность. Игра и свобода, на первый взгляд – это два несовместимых феномена. Игра – это форма деятельности, в которой субъект придерживается правил для достижения цели. Свобода – это категория, которая определяет пограничный статус вещей. Мы выдвинем противоположный тезис: именно в пределах игрового пространства формируется свободная воля. Данная проблематика обретает свою актуальность ввиду растущей популярности сферы видеоигр и геймдизайна. С развитием цифровых технологий люди стали проводить больше времени в виртуальном пространстве, а отдыхать и общаться – в видеоиграх. Видеоигра – это цифровой продукт, в котором четко выражены антропологические качества – в игре цель и действия построены вокруг игрока и для игрока.
Так как игра является культурным творением человека, она не может обойтись без участия свободы. Свобода – это духовный след человека в игровом пространстве. Более того, в сущности игры уже заложена идея свободы: природная тяга человека к преодолению границ и самого себя. Может ли игровое пространство отразить подлинную человеческую свободу?
Об авторе
А. И. БабановаРоссия
Бабанова Анжелика Игоревна, аспирант, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей философии
420008, Казань, ул. Кремлевская, д.18 корп. 1
Список литературы
1. Грип Т. 4 слоя нарративного дизайна [Электронный ресурс] // Игры безумия: официальный блог Frictional Games. – URL: https://frictionalgames.blogspot.com/2014/04/4-layers-narrativedesign-approach.html (дата обращения: 25.11.2023).
2. Суинк С. Ощущение игры и восприятие человека. Ощущение игры: руководство геймдизайнера по виртуальным ощущениям. 2009;(2): 35-60.
3. Йошида Х. Игра как диалектика между правилом и свободой. Рицумейканские исследования в области языка и культуры. 2014; (26(10)): 19-27.
4. Ниче М., Макбрайд П. Персонаж в вашей руке. Кукольный театр для управления игрой // Конференция: Ассоциация исследователей цифровых игр (DiGRA). – 2018:1-16.
5. Кастронова Е. Жизнь – это игра: что геймдизайн говорит о состоянии человека. – Блумсбург, 2020: 213 с.
6. Бургун К. Концепция игры. Теория игрового дизайна: новая философия понимания игр. 2013; (1): 1-17.
7. Гранич И., Энгельс Р., Лобель А. Преимущества видеоигр. Американский психолог. 2013; (69 (1)): 66-78. doi: 10.1037/a0034857.
8. Эрол А. Свобода и контроль в эпоху цифровых технологий. Человеческие дела. 2020; (30): 570-576. doi: 10.1515/humaff-2020-0050
9. Мазалек А., Чандрасекхаран С.,Ниче М., Уэлш Т., Клифтон П., Квитмейер А., Пир Ф. Я в игре: воплощенный кукольный интерфейс улучшает управление аватаром. История публикаций. 2010; (1): 129-136. doi: 10.1145/1935701.1935727
10. Майра Ф. Вхождение в игру: проведение междисциплинарных исследований игр. Читатель теории видеоигр.2009; (2): 313-329.
Рецензия
Для цитирования:
Бабанова А.И. Диалектика свободы в игровом пространстве. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023;(6 (63)):138-145. https://doi.org/10.26907/2079-5912.2023.6.138-145
For citation:
Babanova A.I. The dialectic of freedom in the game space. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2023;(6 (63)):138-145. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2079-5912.2023.6.138-145