Диалектика свободы в игровом пространстве
Аннотация
Представленная проблема полна различных противоречий, так как игра и свобода – это два несовместимых феномена. Игра – это форма деятельности, которая выстраивает границы. Свобода – это категория, которая определяет пограничный статус вещей. Мы выдвинем противоположный тезис: в пределах игрового пространства формируется свободная воля.
Данная проблематика обретает свою актуальность ввиду растущей популярности сферы видеоигр и геймдизайна. С развитием цифровых технологий люди стали проводить больше времени в виртуальном пространстве. Видеоигра – это вид виртуального пространства, сочетающий в себе соревновательный дух и элементы развлечения. Мы считаем, что главная особенность видеоигры заключается в ее антропологических качествах – в игре цель и действия построены вокруг игрока и для игрока.
Так как игра является культурным творением человека, она не может обойтись без участия свободы. Свобода – это духовный след человека в игровом пространстве. Более того, в сущности игры уже заложена идея свободы: природная тяга человека к преодолению границ и самого себя. Может ли игровое пространство захватить подлинную человеческую свободу?
Об авторе
Анжелика Игоревна БабановаРоссия
Аспирант Казанского (Приволжского) федерального университета, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей философии. Предыдущие образования - бакалавриат и магистратура также по философской специальности
Список литературы
1. Бургун К. Концепция игры. Теория игрового дизайна: новая философия понимания игр. 2013; (1): 1-17.
2. Кастронова Е. Жизнь - это игра: что геймдизайн говорит о состоянии человека. ₋ Блумсбург, 2020. ₋ 213 с.
3. Эрол А. Свобода и контроль в эпоху цифровых технологий. Человеческие дела. 2020; (30): 570-576 .
4. Гранич И., Энгельс Р., Лобель А. Преимущества видеоигр. Американский психолог. 2013; (69 (1)): 66-78.
5. Грип Т. 4 слоя нарративного дизайна [Электронный ресурс] // Игры безумия: официальный блог Frictional Games. ₋ URL: https://frictionalgames.blogspot.com/2014/04/4-layers-narrative-design-approach.html (дата обращения: 25.11.2023).
6. Майра Ф. Вхождение в игру: проведение междисциплинарных исследований игр. Читатель теории видеоигр. 2009; (2): 313-329.
7. Мазалек А., Чандрасекхаран С., Ниче М., Уэлш Т., Клифтон П., Квитмейер А., Пир Ф. Я в игре: воплощенный кукольный интерфейс улучшает управление аватаром. История публикаций. 2010; (1): 129-136.
8. Ниче М., Макбрайд П. Персонаж в вашей руке. Кукольный театр для управления игрой // Конференция: Ассоциация исследователей цифровых игр (DiGRA). ₋ 2018. - С. 1-16.
9. Суинк С. Ощущение игры и восприятие человека. Ощущение игры: руководство геймдизайнера по виртуальным ощущениям. 2009. (2): 35-60.
10. Йошида Х. Игра как диалектика между правилом и свободой. Рицумейканские исследования в области языка и культуры. 2014. (26(10)): 19-27.
Рецензия
Для цитирования:
Бабанова А.И. Диалектика свободы в игровом пространстве. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023;(6 (63)).