Preview

Казанский социально-гуманитарный вестник

Расширенный поиск

От «толпы» до «массы» в социально-философской мысли XIX-XX вв.

https://doi.org/10.26907/2079-5912.2023.3.53-57

Аннотация

В статье анализируется трансформация представлений о феномене «масс» в социально-философской мысли XIX-XX вв. Демонстрируются истоки формирования негативной коннотации категории «толпы», сформированной высокомерными суждениями аристократов, свысока смотрящих на бунтующие массы. Как следствие, произошло смешение предметов социологии и психологии толпы, которое повлияло на социально-философское осмысление поведения масс, а характеристики бунтующих толп были экстраполированы на категорию «массы». Концепция «публики» Г. Тарда позволяет разглядеть отличительные черты и положительные особенности масс, которые явили себя миру с развитием массовой коммуникации.

Об авторах

В. Д. Анисимов
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Анисимов Виталий Дмитриевич, аспирант,  Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей философии



К. В. Кондратьев
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Кондратьев Константин Владимирович, кандидат философских наук, доцент, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей философии



Список литературы

1. Тэн И. Происхождение общественного строя современной Франции. – СПб.: Издание И. И. Билибина, 1880. – 543 с.

2. Лебон Г. Психология народов и масс. – М.: АСТ, 2016. – 320 с.

3. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – 445 с.

4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: АСТ, 2016. – 256 с.

5. Соколова Я.С. Феномен восстания масс и его социально-антропологические последствия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 5–3. – С. 33–36.

6. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства… // Ж. Бодрийар, К. Ясперс / Призрак толпы. – М.: Алгоритм, 2008. – C. 186–241.

7. Гоноцкая Н.В. Масс-медиа в современном социокоммуникативном пространстве // Философская мысль. – 2018. – № 7. – С. 42–54.

8. Тард Г. Общественное мнение и толпа. – М.: АСТ, 2021. – 256 с.

9. Попова В.О. Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2015. – №2 – С. 88–94.

10. Алхазова, М. Г. Роль и функции СМИ в современном обществе // Современная наука и инновации. – 2022. – № 2(38). – С. 251–257.


Рецензия

Для цитирования:


Анисимов В.Д., Кондратьев К.В. От «толпы» до «массы» в социально-философской мысли XIX-XX вв. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023;(3 (60)):53-57. https://doi.org/10.26907/2079-5912.2023.3.53-57

For citation:


Anisimov V.D., Kondratiev K.V. From “crowd” to “mass” in the social-philosophical studies of the XIX-XX centuries. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2023;(3 (60)):53-57. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2079-5912.2023.3.53-57

Просмотров: 64


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-5912 (Print)