О преподавании родного языка в школе в республиках Марий эл и Мордовии (по материалам интервью)
https://doi.org/10.26907/2079-5912.2021.4.51-55
Аннотация
В статье представлены результаты полуструктурированных интервью с публичными людьми («лидерами мнений») из республик Марий Эл и Мордовии по вопросу преподавания родного языка в школе (август-октябрь 2021 г., в каждой республике было опрошено по 8 человек). Отмечается близость позиций респондентов разных регионов в этом вопросе: обеспокоенность сложностью процедуры лицензирования учебников по родному языку, необходимость совместных усилий государства, семьи и школы в поддержании и развитии языков титульной нации, увеличение часов родного (титульного) языка для более глубокого его освоения, теоретическая возможность сдачи ЕГЭ на родном языке, но сложность реализации этого на практике. В обеих республиках мнения о добровольности / обязательности изучения титульного языка разделились. В поддержку обязательности изучения языка отмечалась целесообразность знания его, как государственного, как языка титульной нации. В Мордовии также указывалась в качестве причины необходимость в уважении к культуре другого народа.
Ключевые слова
Об авторе
А. Н. НурутдиноваРоссия
Нурутдинова Аида Наильевна, кандидат социологических наук, доцент, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии
Список литературы
1. Шабаев Ю. П., Воронцов В. С., Орлова О. В., Мартыненко А. В., Миронова Н. П. Языковая политика и языковые ориентации населения в национальных республиках: конфликт интересов между группами или несовершенство культурных практик (на примере регионов с финно-угорским населением)? // Вопросы филологии. – 2018. – № 1 (61). – С. 62–74.
2. The UNESCO Atlas of the word's languages in danger: context and process. Cambridge, 2012.
3. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. / в 11-ти т. Т. 4, кн. 1. – М., 2012. – 2101 с.
4. Кондрашкина Е.А. Будущее языков финно-угорских народов Российской Федерации // Ежегодник финно-угорских исследований. 2021. – Т. 15. – № 2. – С. 262–271.
5. Мартыненко А.В. К вопросу о преподавании мордовских языков: история и современность // Вестник Омского университета. Серия Исторические науки. 2018. – № 2(18). – С. 259–264.
6. Горячева М.А. Языки России в системе школьного образования Республики Марий Эл: динамика функционирования // Проблемы марийской и сравнительной филологии: сб. статей / Мар. гос. ун-т; отв. ред. Р.А. Кудрявцева. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2020. – С. 13–18.
7. Кондрашкина Е.А. Особенности языковой ситуации и языковой политики в Республике Марий Эл // Sciences of Europe. – 2021. – № 81. – С. 46–50.
Рецензия
Для цитирования:
Нурутдинова А.Н. О преподавании родного языка в школе в республиках Марий эл и Мордовии (по материалам интервью). Казанский социально-гуманитарный вестник. 2021;(4 (51)):51-55. https://doi.org/10.26907/2079-5912.2021.4.51-55
For citation:
Nurutdinova A.N. About teaching native language at school of Mari el and Mordovia (based on interview materials). The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2021;(4 (51)):51-55. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2079-5912.2021.4.51-55