Студенты высших учебных заведений как основа формирования интеллектуального класса в России
https://doi.org/10.26907/2079-5912.2023.1.25-30
Аннотация
В статье исследован процесс формирования интеллектуального класса в информационном обществе, особенности его зарождения и воспроизводства в России. Проведен анализ работ зарубежных и отечественных социологов, посвященных проблеме идентификации интеллектуального класса, на основе которого построена его структурная модель. В качестве основных критериев предложены: ориентация на получение качественного образования, готовность к производительному интеллектуальному труду, способность к новым идеям, самоорганизация в команды, ориентация на инновационное предпринимательство. Данные критерии применены к современным студентам вузов, чтобы выявить степень их соответствия классу интеллектуалов. Обобщение результатов авторского социологического исследования позволило констатировать: основные качества, определяющие интеллектуальный класс, формируются у разных категорий студентов с различной интенсивностью. Отсутствие практически полезных результатов от интеллектуальной деятельности снижает мотивацию студентов к осуществлению инновационной активности.
Об авторах
Д. В. ЕмелинРоссия
Емелин Дмитрий Владимирович, аспирант, гуманитарный факультет, кафедра «Политология, социология и связи с общественностью»
О. В. Шиняева
Россия
Шиняева Ольга Викторовна, профессор, доктор социологических наук, профессор кафедры «Политология, социология и связи с общественностью»
Список литературы
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 2004. – 788 с.
2. Бауман З. Законодатели и толкователи: Культура как идеология интеллектуалов [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. – 2003. – № 1 (27). – URL: http://magazines.russ.ru/nz/2003/1/baum.html
3. Фуллер С. Социология интеллектуальной жизни: карьера ума внутри и вне академии. – М.: Издательский дом «Дело», 2018. – 381с.
4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007. – 421 с.
5. Иноземцев В. Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе // Социологические исследования. – 2000. – №6. – С. 67-77.
6. Фадеева И.М., Федосеева М.В. Интеллектуальный класс: новые контуры идентичности и функциональности (социологический аспект) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. – 2020. – №4 (841). – С. 310-326.
7. Горчицкая Е.А. Интеллектуальная элита с позиций философии: структура и функции // Вестник ОмГУ. – 2011. – №4. – С. 207-210.
8. Андреев А.Л. Интеллектуальные среды: концептуальная перспектива глазами социолога // Вестник Российской академии наук. – 2015. – Т. 85. – № 4. – С. 321-328.
9. Шиняева О.В., Акманаева Д.Х. Научная активность студентов высших учебных заведений как фактор формирования профессиональной культуры // Образование и общество. – 2011. – №4. – С. 61-68.
Рецензия
Для цитирования:
Емелин Д.В., Шиняева О.В. Студенты высших учебных заведений как основа формирования интеллектуального класса в России. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023;(1 (58)):25-30. https://doi.org/10.26907/2079-5912.2023.1.25-30
For citation:
Emelin D.V., Schinyaeva O.V. Students of higher educational institutions as the basis for the formation of an intellectual class in Russia. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2023;(1 (58)):25-30. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2079-5912.2023.1.25-30