Preview

Казанский социально-гуманитарный вестник

Расширенный поиск

Σχολή и otium: рецепции античного понимания досуга для современного мира

https://doi.org/10.26907/2079-5912.2024.4.63-70

Аннотация

Статья посвящена анализу феномена досуга в древнегреческой и древнеримской философской традиции. Необходимость данного анализа исходит из современного положения досуга, который оказывается включенным в процессы капиталистического производства. Отчуждение досуга капиталом ставит человека в ситуацию, когда человек не имеет времени, принадлежащего собственно ему. В свете данной проблемы предлагается переосмыслить понятие «досуга» с опорой на древнегреческих и древнеримских авторов.  В ходе исследования выясняется, что эти две традиции объединяет интерпретация досуга как времени, посвященному интеллектуальному и духовному совершенствованию, рефлексии, ведущей к добродетельному образу жизни. В конце статьи предпринимается попытка переложить данную интерпретацию на современную социальную реальность. Выводом статьи является гипотеза, что досуг как определенное интеллектуальное усилие помогает индивиду переориентировать свою деятельную жизнь, наполнив её реальным, осмысленным и творческим содержанием.

Ключевые слова


Об авторе

М. С. Некрасов
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Некрасов Михаил Сергеевич, аспирант, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей философии

420008, Казань, ул. Кремлевская, д.18 корп. 1



Список литературы

1. Карпюк Сергей. Сословие и гендер в Древней Греции. URL: https://postnauka.org/video/65818 (дата обращения: 01.12.2024).

2. Мишулин М. В. Спартак. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1950. – 147 с.

3. Аристотель. Политика. / Сочинения в четырех томах. Т. 4. – М.: Издательство «Мысль», 1983. – С. 375-644.

4. Фролов Э. Д. Феномен досуга в античном мире. – URL: https://web.archive.org/web/20160305001449/http://centant.spbu.ru/centrum/publik/books/paradoxa/020.htm (дата обращения: 01.12.2024).

5. Платон. Федон. / Собрание сочинений в четырех томах. Т. 2. – М.: Издательство «Мысль», 1993. – С. 7-80.

6. Платон. Теэтет. / Собрание сочинений в четырех томах. Т. 2. – М.: Издательство «Мысль», 1993. – С. 192-274.

7. Кнабе Г. С. Древний Рим – история и повседневность: Очерки. – М.: Искусство, 1986. — 208 с.

8. Доманина С. А. Многозначность понятия otium в трудах римских авторов эпохи Поздней Республики. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2012. – № 1. – С. 56-59.

9. Межерицкий Я. Ю. Iners otium // Быт и история в античности. – М.: Наука, 1988. – С. 41-68.

10. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука, 1977. – 381 с.

11. Биркин М. Ю. Представления о деятельной и созерцательной жизни: от Платона к христианской патристике // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». – 2016. – № 11. – С. 38-46.

12. Агамбен Дж. О том, чего мы можем не делать // Нагота. – М.: ООО «Издательство Грюндриссе», 2014. – С. 74-77.

13. Агамбен Дж. Что такое акт творения? // Костёр и рассказ. – Moscow: ООО «Издательство Грюндриссе», 2015. – С. 45-72.


Рецензия

Для цитирования:


Некрасов М.С. Σχολή и otium: рецепции античного понимания досуга для современного мира. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2024;(4(67)):63-70. https://doi.org/10.26907/2079-5912.2024.4.63-70

For citation:


Nekrasov M.S. Σχολή and otium: receptions of the ancient understanding of leisure for the modern world. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2024;(4(67)):63-70. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2079-5912.2024.4.63-70

Просмотров: 62


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-5912 (Print)