Трудности и перспективы использования медиапрактик с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивной школы: социальные оценки педагогов
https://doi.org/10.26907/2079-5912.2024.2.48-60
Аннотация
Авторы обращаются к весьма актуальной теме для современной школы: в условиях инклюзии возникают серьезные вызовы педагогическому сообществу, в том числе для эффективного и корректного внедрения инновационных образовательных практик, в частности, медиаобразования. Статья представляет результаты прикладного социологического исследования, направленного на изучение социальных и профессиональных факторов, влияющих на готовность педагогов инклюзивной системы, использовать медиапрактики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), возникающими на этом пути трудности и видение перспектив их преодоления.
Ключевые слова
Об авторах
Н. А. СимбирцеваРоссия
Симбирцева Наталья Алексеевна - доктор культурологии, доцент, зав. кафедрой философии, социологии и культурологии
Author ID РИНЦ: 6168-3489
Researcher ID: AGQ-1271-2022
Тел.: +79030855125
620017, г. Екатеринбург
Е. В. Шалагина
Шалагина Елена Владимировна - кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и культурологии
Author ID РИНЦ: 476878
Researcher ID: JAC-5507-2023
+79521422234
620017, г. Екатеринбург
Список литературы
1. «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017– 2030 гг.» Указ Президента РФ. URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения 02.04.2024)
2. Навигатор педагога-наставника: методическое пособие для образовательных организаций / М. В. Бывшева, Е. С. Воробьева, А. С. Демышева, О. И. Идрисова, И. М. Колотовкина; Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург.2022: 37 с.
3. Водяха С.А., Водяха Ю.Е., Симбирцева Н.А., Шалагина Е.В. Вызовы времени: самопроектирование молодежи как междисциплинарная задача // Общество. Среда. Развитие. 2021;(1(58): 15-20.
4. Вебер В. Портфолио медиаграмотности // Информатика и образование.2002;(1).URL:http://www.infojournal.ru/journal_arxiv/2002/17. (дата обращения 02.04.2024)
5. Воронова А. А., Кравец К. К. Формирование медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019; (10 (октябрь): 52–64. URL:http://e-koncept.ru/2019/191065.htm. DOI 10.24411/2304-120X-2019-11065.
6. Мурзина И. Я. Медиапрактики в патриотическом воспитании (приобщение к ценностям региональной истории и культуры): учебно-методическое пособие / И. Я. Мурзина, Н. А. Симбирцева. Екатеринбург: Институт образовательных стратегий. 2021: 200 с.
7. Навигатор молодого педагога: методическое пособие для образовательных организаций / М. В. Бывшева, Е. С. Воробьева, А. С. Демышева, О. И. Навигатор педагога-наставника: методическое пособие для образовательных организаций / М. В. Бывшева, Е. С. Воробьева, А. С. Демышева, О. И. Идрисова, И. М. Колотовкина; Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург: УрГПУ. 2022: 17 с.
8. Винтерхофф-Шпурк Петер.Медиапсихология. Основные принципы. М. Гуманитарный центр. 2016: 168 с.
9. Schludermann W. Media Maturity – The Pedagogic Return to Basics of Media Pedagogy // Educating for the Media and the Digital Age. Vienna, 1999: 345 p.
10. Джаней Р. Инклюзивная практика обучения: изменение и адаптация школьных учебных программ. Главы из книги / Р. Джаней, М. Е. Снелл: пер. с англ. И. С. Аникеев. М., 2013: 63.
11. Прямикова Е.В., Шалагина Е.В., Шапко И.В. Особенности изучения ценностных ориентаций подростков в современном обществе: опыт прикладных исследований// Молодёжь в меняющемся мире: вызовы современности. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. В 2-х выпусках. 2017: 152-161.
12. Симбирцева, Н. А. Мультимедийный текст и альтернативные коммуникативные практики / Н. А. Симбирцева // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2019; Т. 25,1(183): 88-98.
13. Симбирцева, Н. А. Медиапедагогика как приоритетное направление современного образования / Н. А. Симбирцева // Педагогическое образование в России. 2018;(5): 21-26.
14. Плаксина, Е. Б. Инклюзивные практики поликультурной среды: способы достижения диалога / Е. Б. Плаксина, Н. А. Симбирцева // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2022; (Т. 28, 1): 174-184.
15. Челышева, И. В. Современное состояние и перспективы просветительской деятельности в сфере массового медиаобразования / И. В. Челышева, Н. А. Симбирцева // BulletinoftheInterna tionalCentreofArtandEducation. 2021;(6): 39-49.
16. Симбирцева Н. А. Кинограмотность: от постановки задач к действию / Н. А. Симбирцева // Медиаобразование: традиции и инновации в практиках современной культуры: материалы всероссийского круглого стола, Екатеринбург, 01–31 марта 2021 года. Екатеринбург. Уральский государственный педагогический университет. 2021: 68-73.
17. Усов Ю. Н. Медиаобразование. Программа для учащихся десятого-одиннадцатого класса общеобразовательной школы / Ю. Н. Усов // Основы экранной культуры.М. 1998: 55.
18. Скибина, О. М. Педагогические условия повышения медиаграмотности для детей с ограниченными возможностями здоровья / О. М. Скибина, А. А. Чернова // Проблемы современного педагогического образования. 2017;(56-1): 245.
Рецензия
Для цитирования:
Симбирцева Н.А., Шалагина Е.В. Трудности и перспективы использования медиапрактик с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивной школы: социальные оценки педагогов. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2024;(2(65)):48-60. https://doi.org/10.26907/2079-5912.2024.2.48-60
For citation:
Simbirceva N.A., Shalagina E.V. Difficulties and prospects of using media practices with children with disabilities in an inclusive school: social assessments of teachers. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2024;(2(65)):48-60. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2079-5912.2024.2.48-60